Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц
Обжаловать действия должностного лица можно, написав жалобу его начальству или в вышестоящий государственный орган, подав жалобу в прокуратуру или обратившись в суд с иском.
При подаче жалобы непосредственно в ведомство, гражданин должен ожидать ответа в течение месяца, после чего он получит письменный ответ. Порой обращение гражданина и вовсе может быть проигнорировано. Тогда остается лишь обращение в прокуратуру.
В первую очередь жалоба на должностное лицо подается его непосредственному руководству. При обращении в суд гражданину стоит иметь на руках письменный отказа из ведомства.
После обращения в прокуратуру служащие юстиции запускаю в производство собственное расследование. В том случае, если действия (бездействие) должностного лица признаются сотрудниками прокуратуры незаконными, они выступают инициаторами подачи иска.
Иски гражданин, ходатайствующих о признании действий должностных лиц незаконными, рассматриваются в арбитраже или суде общей юрисдикции. Это определяется подсудностью. Ходатайство подается по мету проживания гражданина или по мету службы госслужащего. Оспорить действия служащего можно и посредством законного представителя.
Если суд удовлетворяет иск гражданина, то его права восстанавливаются, а должностное лицо наказывается. Возможно ка дисциплинарное взыскание, так и увольнение. В крайнем случае уголовное преследование.
Основные правила подготовки жалоб
Определенного шаблона, в соответствии с которым составлять жалобу, не существует. Однако есть краткий перечень правил, при нарушении которых обжалование гражданином действий чиновника не станут рассматривать.
Заявление должно быть:
- составлено в письменном виде;
- содержать ФИО, адрес и контактные данные гражданина;
- составлено без матерных слов или угроза в адрес служащего, его близких и т.д.
- читаемо – не должно быть помарок, текст должен быть написан понятным почерком;
- подписано заявителем.
Подача жалобы в ведомство или прокуратуру требует содержание определенных сведений. Так, гражданин должен указать:
- название органа, в которой подается жалоба;
- сведения о нарушителе и его непосредственном руководителе;
- суть жалобы (какие конкретно действия обжалуются и как они нарушают права заявителя);
- требования, касающиеся урегулирования ситуации.
Подать жалобу можно как лично, так и обратившись в электронную приемную ведомства или воспользовавшись почтой.
Иск в суд подается в соответствии со ст. 218, 22 главы КАС РФ. В заявлении понадобится указать:
- название судебного органа;
- сведения о ходатайствующем;
- характер иска, его принадлежность (арбитражная или общей юрисдикции);
- суть проблемы, с указанием на нарушения должностного лица;
- требование истца;
- подпись заявителя.
Подать его можно как лично, так и через представителя.
Обжалуя действия служащего, следует подкрепить заявление доказательной базой. Все доводы, подтверждающие вину служащего, должны быть задокументированы.
При нехватке материалов гражданин имеет право указать их в жалобе и указать источники истребования.